Залог успеха – дисциплина и подход к каждому работнику, считает заведующий фермой в Буде Лельчицкой Фёдор Николаевич Тушинский.
Окидывает гордым взглядом подчинённую территорию и словно нарадоваться не может, что работает именно здесь. Сразу видно – человек к работе прочно прикипел, да и стаж его внушительный лишь подтверждает это – 30 лет на ферме, из них 21 год в должности заведующего.
— Это наследственное, — объясняет Фёдор Николаевич, — здесь и отец мой всю жизнь проработал, да и я с малых лет рядом с ним бегал. Бывало, забудет меня, так я и тут где-нибудь заночую (улыбается). Пробовал уезжать, но нигде не мог работать, кроме своей деревни. Вернулся и не жалею, а даже горжусь результатами.
И результаты на самом деле впечатляют. Один внешний вид фермы чего стоит: дорожки внутри заасфальтированы, кругом клумбы. «Приезжайте к нам через месяц, — приглашает Фёдор Николаевич, — всё зацветёт. Залюбуешься!» И тут же хвалит Наталью Герман, которая и дизайнер и садовод. Приезжали ребята из Лельчиц под руководством инспектора комиссии по делам несовершеннолетних Аллы Вячеславовны Мохаревой. Они и помогали посеять цветы.
Но, главное на ферме, конечно, люди, подчёркивает заведующий. Именно результаты их работы приезжают изучать из других хозяйств.
— Даже из Гомеля приезжали, — рассказывает Фёдор Николаевич. – Всё спрашивали, как у вас всё получается, может какая-то особая система есть. Я им и говорю, что ничего особенного, секретного мы не делаем. Просто добросовестно работаем. Рацион у наших коров, а их у нас 130 голов, такой же, как и у всех в районе, а показатели едва ли не самые высокие – до 15 литров. Валовый надой молока составляет 1 тонну 900 килограмм, в год до 5 тонн доходит. И всё это молоко класса «Экстра». Важно все новшества регулировать самостоятельно и не вводить слепо, смотреть, подойдёт ли, будет ли результат.
А секрет весь в дисциплине и коллективе, объясняет наш экскурсовод.
— Уверен, что стоит мне день на работе не появиться, всё будет сделано и без моего надзора. Пришёл работать, будь добр выполнять свои обязанности, сразу предупреждаю нового работника. Те, кто начинают отлынивать, и, что больше всего не терплю, – врут, долго на ферме не задерживаются.
Коллектив тут в основном мужской. А тот, кто сомневается в том, что доение не мужская работа, пусть приедет и посмотрит на трёх операторов машинного доения, которые выполняют показатели лучше большинства женщин. Это Виталий Петров, Иван Кожеед и Александр Полын. К каждому работнику – индивидуальный подход: кого-то наставить на путь истинный и помочь с кривой дорожки сойти, у другого распознать тягу к работе с детства и предоставить возможность трудиться, а кто-то совсем ещё мал, но выполняет нормы наравне со взрослыми. Всё надо учесть и поощрить. А вот наказанию Фёдор Николаевич предпочитает открытый разговор, а если и ругает кого, то не злопамятный и через пару минут уже хвалит за что-то другое. Может именно это и заставляет коллектив уважать своего начальника. Но это ещё не все сюрпризы этой фермы. Ведь здесь, кто-то знает, а кто-то нет, выращивают настоящих страусов и декоративных вьетнамских свиней. Скоро привезут партию уток. А ещё в планах у Фёдора Николаевича фазаны и… павлины! Но это пока в планах, а до конца года надо реконструировать сарай и ещё кое-какие работы. А на вопрос, есть ли проблемы, отвечает, что нет ничего нерешаемого, всё можно сделать, если задаться целью.
— Всякое бывает, и устаёшь, и надоедает, думаешь, взял бы да и ушёл. Но как представлю, что тот, кто будет после меня, всё развалит, сразу силы появляются.
Сразу понятно, что у Фёдора Николаевича сердце болит за свою работу. Да и работа – неподходящее слово. За дело всей своей жизни. День идёт своим чередом, все чем-то заняты, каждый при деле. «Посмотрите на нашу водонапорную башню. Видите, аист поселился. А ведь он в плохом месте не живёт», — закончил нашу встречу заведующий фермой в Буде Лельчицкой Фёдор Николаевич Тушинский.
Евгения ЛЯХОВЕЦ