Каждый из нас по-разному переносит испытания, которые выпадают ему в жизни. Кто-то бесконечно жалуется на судьбу, обижается, что у него идёт сплошная чёрная полоса, другие, опустив руки, уже при первых трудностях и проблемах ломаются и падают по наклонной в пропасть. А порой бывает, что, казалось бы, всё у человека есть, только он не ценит того, что имеет, а постоянно всем недоволен, и к таким пессимистам, как правило, судьба не бывает благосклонна.

Yо есть люди, которые решительно и мужественно переносят все тяготы и лишения, ниспосланные им свыше, несмотря ни на что, с радостью и благодарностью встречают каждый наступающий день. Таким людям всегда помогает Господь, не оставляет их, ибо они терпеливо и безропотно несут свой крест.

Именно о таком человеке и хотелось бы сегодня рассказать, чтобы поучиться у этой простой сельской женщины мужеству, терпению, выдержке, необычайному жизнелюбию, с которыми она переносит боли и страдания, вызванные тяжёлой болезнью.

Детство Марии Сергеевны Саковец (на снимке), жительницы деревни Милошевичи, как и многих в те годы, нельзя назвать лёгким. Её маме пришлось самой поднимать на ноги троих ребятишек. Держала женщина своих детей в строгости. А из еды что тогда было — одна картошка. Бывает, на перерывах бежали домой, чтобы немного перехватить. Да и какой вкусной казалась тогда картошка! Трудно жили, работать приходилось много, зато и отдыхать как умели, сколько жизнерадостности и веселья было в людях! О каких материальных благах тогда могла идти речь!

А вечерами в их хате собирались женщины и занимались рукоделием — кто ткал, кто вышивал.

Помню, мама пряла, а потом, бывало, как затянет задушевную песню, а я на печи сижу затаив дыхание. И слёзы иногда на глаза наворачивались. Как любила я тогда слушать эти давние народные песни! — вспоминает Мария Сергеевна.

А ещё любила мама Марии вышивать, именно от неё и переняла дочь секреты и тонкости рукоделия. Девчонка настырной была, не унималась, следом с полотном ходила, просила научить, показать. Где ж там устоишь! Начинала с простых узоров, а потом и посложнее освоила. У сестры не так получалось, а у Марии крестики ложились ровно, ладно.

— Да секрет совсем прост: надо вертикально крестик к крестику, тогда и получится хорошо, совсем по-другому. Как мама показала, так и старалась вышивать. Мне напёрсток не надо: уже наловчилась, так что идёт, как по маслу! — делится, улыбаясь, женщина.

Сразу после школы Мария устроилась в школу пионервожатой и проработала там восемь лет. Идти дальше учиться девушка не могла: мама болела. Рано и замуж пошла: сразу покорила длинноволосая красавица сердце видного жениха — курчавого, с густой чёрной шевелюрой. Через год и свадьбу сыграли. С мужем хорошо прожили, в согласии, во всём он помогал и поддерживал жену, правда, вот уже 12 лет, как нет его в живых. Вырастили сына, который сейчас с семьёй в Боровом живёт, две любимые внучки у Сергеевны. Не забывают они Марию Сергеевну, приезжают, помогают, продукты привозят. Хотел сын с невесткой к себе забрать, но не соглашается Сергеевна. «А как же без дома родного, без подружек? Нет, лучше, чем в своей хате, нигде не будет!” — твёрдо решила женщина.

После школы Сергеевна некоторое время трудилась в торговле, а потом перешла в детсад: работала там нянечкой, воспитательницей, была и заведующей. Только вот ровно да гладко в жизни не бывает: впереди женщину ждало серьёзное испытание — тяжёлая болезнь тазобедренных суставов, и оставаться на работе было уже невозможно. А ведь Сергеевне было тогда всего 44 года. И уже инвалидность, а передвигаться она могла только на костылях… Как жить дальше? Слёзы всё чаще наворачивались на глаза… Вот тогда и решила женщина, что несмотря ни на что, надо жить дальше, верить в лучшее, очень помогло в трудные минуты и занятие рукоделием. И чем дальше, тем больше эта работа её увлекала, словно магнитом, притягивала. Как начнёт, бывало, картину вышивать, так и поесть забывала. А если к тому же видела, что получается, то и до ночи могла засидеться. Сколько своих творений подарила родным, знакомым, соседям — не перечесть. Пускай радость людям будет. Главное — никогда не опускать руки, верить в лучшее, любить людей, считает Мария Сергеевна.

В доме Сергеевны, словно в музее красоты и изящества. Смотришь на стену, увешанную удивительными картинами, вышитыми искусной мастерицей, и глаз нельзя оторвать: каждая неповторима, оригинальна по-своему, в каждой — богатство и щедрость души Марии Сергеевны, теплота её трудолюбивых рук. Нельзя равнодушно смотреть на изображение Спасителя, иконы Божьей Матери и святых — Николая Чудотворца, Георгия Победоносца. На самом большом полотне изображен Ангел-хранитель, который оберегает детей перед обрывом: девочка тянется за цветочком, а мальчишка гонится за бабочкой. На картине чуть поменьше, словно сошедшая с небес, Пресвятая Богородица с Младенцем на руках. И тона на этом изумительном творении насыщенные, яркие, выразительные. А сколько картин на сказочные мотивы, с изображением природы, животных! Есть в коллекции и натюрморт, привлекает внимание портрет красивой незнакомки с розой. Спросила у Сергеевны, какая же из них любимая. Как оказалось, все ей дороги. К слову, Мария Сергеевна Саковец неоднократно была участницей районных и местных выставок.

— Посмотрите на вон те грибочки, — улыбаясь, показывая на небольшие картины, сказала Мария Сергеевна. — Разве они не хороши!?

В день нашего посещения пришли проведать Марию Сергеевну её подруги — Ева Ивановна Ковалевич, Антонина Николаевна Гавриловец, Галина Михайловна Алешко (на снимке). Глядя на этих милых женщин, невольно подумалось: сколько душевной доброты и щедрости души в этих простых сельских труженицах! Не оставляют они Сергеевну одну, постоянно навещают, морально поддерживают. Вспомнят, бывает, былое, пошутят, посмеются. А то как затянут народную песню — их в запасе Марии Сергеевны немало: ещё со школы женщина пела, ни один концерт без неё не обходился. Разве в такие моменты о болезни думать будешь!

А с какой теплотой и искренностью говорили женщины-одноклассницы о своём классном руководителе — Евдокии Фёдоровне Шинкарёвой. Поразило то, что бывшие ученицы, уже сами немолодого возраста, сохранили такие свежие воспоминания о своей учительнице. До сих пор они помнят, с каким уважением относилась Евдокия Фёдоровна к своим воспитанникам, как умела на уроке направить разговор в нужное русло, понимала шутку и юмор. Мария Сергеевна призналась, что, бывая в Лельчицах, ей так хотелось увидеть свою любимую учительницу, хотя бы одним глазком. Как рассказали женщины, некоторым из них не очень-то давалась учёба, но ведь не это главное. Важнее, что учительница смогла взрастить в своих учениках ростки доброты, милосердия, чуткости, душевного тепла. А это намного важнее в жизни.

Уже более 20 лет Мария Сергеевна борется с тяжёлой болезнью и не даёт недугу себя победить. С радостью встречает каждый наступающий день, находит утешение в общении с людьми, не жалуется и не ропщет на судьбу, занимается вышивкой, любит цветы. А ещё очень ждёт весны, чтобы быстрее выйти на свежий воздух и надышаться им сполна, посидеть на лавочке, полюбоваться красотой пробуждающейся природы, цветами, особенно первыми подснежниками, а позже — тюльпанами.

Не оставляют Марию Сергеевну наедине с проблемами и работники лесничества, детского сада, где когда-то трудились она и её муж, постоянно оказывают помощь, навещают, поздравляют с праздниками.

Дай Бог вам, Мария Сергеевна, крепкого здоровья на долгие-долгие годы, простого человеческого счастья и чтобы сила духа, мужество и терпение никогда не покидали вас. А ваша огромная любовь к жизни и к людям помогут преодолеть всё.

Светланы ЛИПСКОЙ.