В Минске в Доме правосудия с 15 сентября идёт судебное слушание в открытом формате по делу одной из самых страшных трагедий современной Беларуси – теракта в Минском метро 11 апреля 2011 года. Председательствует на процессе первый заместитель Председателя Верховного Суда Александр Федорцов.

На скамье подсудимых совсем ещё молодые люди: Дмитрий Коновалов — главный фигурант дела, которому вменяется 30 эпизодов преступных деяний, включая 4 акта терроризма, незаконные действия со взрывчатыми веществами, особо злостное хулиганство, умышленное повреждение имущества общественно опасным способом, и его подельник Владислав Ковалёв, подозреваемый в совершении более чем 15 преступлений, связанных с соучастием в теракте в Минском метро, незаконным оборотом взрывчатых веществ, недонесением о преступлении, укрывательстве орудия преступления. Обоим по 25 лет, на их совести — 15 погибших и сотни раненых, тысячи искалеченных судеб и море человеческих слёз.

Над раскрытием теракта трудилась вся правоохранительная система Беларуси, а также специалисты Израиля и России. В очень сжатые сроки следственной группой, оперативными работниками МВД и КГБ проделана огромная работа, в результате которой были получены доказательства, лёгшие в основу обвинения.

Как удалось выяснить следователям, Коновалов с детства любил заниматься взрывами. Постоянно экспериментировал, раз за разом увеличивая их мощность. Сначала это было просто хулиганством, а потом и до первых жертв дошло: два человека пострадали от взрыва на автобусной остановке в 2005 году в Витебске, затем около 50 человек были травмированы осколками самодельной бомбы, подорванной у летней дискотеки. А в 2008 году последовал взрыв на праздновании Дня Независимости в Минске. Здесь ранеными оказались 55 человек. Завершились эксперименты витебского взрывника терактом в Минском метро, в результате которого 15 человек погибли и 387 получили ранения различной степени тяжести.

Возникает закономерный вопрос: отчего так долго и безнаказанно всё это происходило? Ответ прост: от равнодушия окружающих. Никому не было дела до того, чем занимался сначала мальчик, а затем юноша и совсем недавно уже молодой человек. Это сейчас, после страшной трагедии, выясняется степень вины и ответственности тех, кто обязан был предотвратить взрыв, но не сделал этого: и милиционера, мимо которого террорист спокойно и беспрепятственно пронес взрывчатку в метро, и должностного лица, не снявшего в своё время отпечатки пальцев с Коновалова.

И, конечно же, многих интересует ещё один немаловажный вопрос: почему они ЭТО делали, каков мотив преступлений, и особенно последнего? Ответ тоже прост и, как говорится, лежит на поверхности. Вначале — из хулиганских побуждений, а следующие и более опасные – «с целью дестабилизации общественной обстановки и общественного порядка». Так официально объясняется мотив. А если более просто, то витебские юнцы искали острых ощущений, захотели почувствовать себя в центре внимания всей страны, посмотреть, как от лёгкого, хладнокровного нажатия пальцем на кнопку пульта управления адской машиной мучаются в предсмертных конвульсиях люди, стонут раненые, мечутся врачи «скорой помощи», спасая пострадавших. Поэтому и неудивительно, что на первом заседании суда за всё время выступления гособвинителя на лице Дмитрия Коновалова не дрогнул ни один мускул. Свою вину в терактах 3 июля 2008 года и 11 апреля 2010-го он признал. Владислав Ковалёв обвинение в свой адрес признал частично, открестившись от терактов в Минске.

Получается, что такой, видимо, у отдельных представителей современной молодёжи способ самоутверждения. Особенно, когда делать нечего и ума не полная палата. И как следствие, в лице Коновалова и Ковалёва мир столкнулся с новым явлением – террором от скуки. Страшное явление, особенно если вспомнить ещё о тихом норвежском стрелке-одиночке Брейвике, так просто от нечего делать расстрелявшем несколько десятков людей, мирно отдыхавших за городом на острове. Ещё страшнее то, что затеи и планы современных террористов становятся известными в основном только после осуществления их зловещих замыслов.

Во время заседания 26 сентября Высокому суду было предложено ознакомление с видеоматериалами следственного эксперимента, проведённого три дня спустя после совершения преступления. Как и следовало ожидать, Коновалов заранее готовился к теракту. Буквально за несколько часов до этого он спускался в подземку, пока ещё без смертоносной сумки, чтобы выбрать безопасное для себя место и место, где можно было оставить бомбу. Тогда же, суду были продемонстрированы материалы экспертиз, предоставленные правоохранительными органами нашей страны и экспертами ФСБ России.

Суд уже заслушал показания более 80 свидетелей. 7 октября на процессе рассматривались события, произошедшие в Витебске ещё до апрельского теракта в метро. Речь шла о взрывах, крупных и не очень, но в которых тоже пострадали люди. По мнению следствия, это была своего рода репетиция перед более страшным событием, унёсшим полтора десятка человеческих жизней. Но любопытно другое. Однажды сосед по квартире Евгений зацепил растяжку, установленную «для прикола» Коноваловым. Эффект тогда был оглушительным в прямом и переносном смысле. Но Евгений в милицию не обратился. А ведь именно у него Коновалов за месяц до взрыва в Минском метро брал радиодетали. Никто не позвонил по номеру 102 и после взрыва в одном из подъездов жилого дома в Витебске: а зачем, всё ведь обошлось без жертв и пожара. Знали многие, что Коновалов оборудовал соседское подвальное помещение и что-то там днями и вечерами делал. Но, как видим, никому из окружавших потенциального террориста за время витебских событий не пришло в голову забить тревогу. В том числе и милиции в лице участковых инспекторов. А ведь взрывы в Минске и смерть ни в чем не повинных граждан можно было бы предотвратить ещё там, где зарождались безумные идеи. Но, к сожалению, этого не произошло. И не только из-за потери людьми элементарной бдительности, но и из-за хладнокровного равнодушия ко всему, что происходит рядом. Многие сегодня замкнуты в своём маленьком, примитивном и бездуховном мирке, в котором преобладает забота лишь о собственном материальном благополучии и часто даже удовлетворение от чужих неудач, а не то, чтобы бескорыстная помощь и сочувствие ближнему. Хотя, чему здесь удивляться, если всё это дённо и нощно культивируется по телевидению и в Интернете. Кстати, именно из Интернета Дмитрий Коновалов почерпнул необходимые ему знания о том, как собрать взрывное устройство. Но это уже тема для отдельного разговора.

Игорь ЖОГЛО.