Работы по строительству АЭС в Островце продолжаются. Введена в строй первая очередь производственной базы, так называемая стартовая площадка с административно-бытовым корпусом. Практически готова пионерная база, предназначенная для приемки оборудования и материалов. С учетом значимости проекта и интереса к нему общественности белорусские эксперты подробно отвечают на все вопросы, связанные со стандартами безопасности атомного проекта.

Атомная электростанция в Беларуси будет сооружаться по российскому проекту АЭС-2006, разработанному ОАО «Санкт-Петербургский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт «Атомэнергопроект» (входит в российскую госкорпорацию «Росатом»). На сегодняшний день по проектам ОАО «СПбАЭП» или с его участием в России и за рубежом построено и введено в эксплуатацию 118 электростанций, в том числе 18 АЭС. В настоящее время компания ведет проектирование нового энергоблока для Белоярской АЭС, Ленинградской АЭС-2, Балтийской АЭС в Калининграде.

С учетом недавних событий в Японии специалисты «Атом-энергопроекта» подготовили для белорусской стороны специальный анализ, насколько проект АЭС в Островце застрахован от сбоев, подобных тем, что были в Фукусиме. Как отметил по результатам его изучения главный инженер ГУ «Дирекция строительства АЭС» Анатолий Бондарь, возможности воздействия природных катаклизмов в новом проекте в полной мере учтены. Белорусская АЭС будет строиться по проекту повышенной безопасности, с оптимальным соотношением активных и пассивных систем безопасности.

Все стадии строительства и начала эксплуатации станции будет контролировать департамент по ядерной и радиационной безопасности МЧС Беларуси (Госатомнадзор). «После того, как заключен контракт, делается проект, в который входит обоснование отчета о ядерной безопасности. Это документ примерно на 15 тыс. страниц», — пояснил представитель Госатомнадзора Леонид Рыдлевский. После окончания строительства Госатомнадзор получает отчет-обоснование ядерной безопасности для выдачи разрешения на запуск АЭС. Инспекторы ведомства будут постоянно находиться на площадке станции.

Из соседей Беларуси сомнения в безопасности АЭС в Островце заявляет только Литва (которая планирует строить собственную АЭС практически рядом, в Висагинасе). Претензии литовской стороны неоднократно опровергались как белорусскими дипломатами, так и специалистами-экологами. Как сообщил журналистам начальник управления государственной экологической экспертизы Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Беларуси Александр Андреев, последние заявления Литвы о том, что Беларусь не выполняет положение Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенции Эспо), не обоснованны.

«Думаю, никаких вопросов к Беларуси со стороны секретариата конвенции в этом отношении не будет, так как мы выполняем в полном объеме все положения конвенции», — подчеркнул Александр Андреев.

В то же время белорусская сторона сделала официальное заявление в Женеве о том, что Литва сама не соблюдает положение конвенции при размещении Висагинской АЭС, так как в отчете об оценке воздействия на окружающую среду не было никакой информации о том, что площадка для литовской станции находится на разломе земной коры. В этом случае необходимо сделать в отчете соответствующий анализ и прогнозы. Также до настоящего времени у белорусской стороны нет данных о суммарном воздействии на территорию Беларуси от всех объектов, которые планируются на этой площадке. «Это довольно серьезный вопрос», — отметил Александр Андреев. Также Литвой не проработан вопрос о воздействии планируемой станции на озеро Дрисвяты.

Комментируя претензии Литвы, Александр Андреев отметил, что Островецкая площадка находится на плите и имеет устойчивый фундамент, который позволяет выдержать землетрясение с магнитудой до 8 баллов по шкале Рихтера без всякого ущерба. «Таким образом, белорусская АЭС абсолютно безопасна с точки зрения сейсмичности», — подчеркнул Александр Андреев.

По его словам, то, что литовская сторона постоянно выступает против строительства Белорусской АЭС, имеет больше политическую и экономическую подоплеку. Строительство АЭС в Островце и Калининграде (а, возможно, и в Польше) снижают интерес потенциальных инвесторов к предложениям Литвы о постройке новой АЭС на ее территории.

В июне Беларусь, наряду с Арменией, Хорватией, Россией, Швейцарией, Турцией и Украиной, согласилась провести стресс-тесты своей будущей АЭС по критериям, разработанным экспертами Евросоюза.

Кстати, на прошлой неделе стало известно, что правительство Литвы, запугивающее европейцев «новым Чернобылем в Европе» в случае постройки в регионе российской и белорусской атомных станций, приглашает строить АЭС у себя японскую компанию. И призрак «новой Фукусимы» его при этом не пугает.

ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Генеральный директор госкорпорации «Росатом» Сергей Кириенко:

“У меня есть полная уверенность, что, поскольку мы строим в Беларуси самый современный проект атомной электростанции, такой, как мы строим у себя, он будет полностью соответствовать не только сегодняшним требованиям, но и тем, которые должны появиться после «Фукусимы».

«Мы задавали лобовой вопрос: а если бы нашу станцию перенесли в точку «Фукусимы», где одновременно произошло бы землетрясение максимальной мощности и ударная волна цунами залила бы энергоснабжение этого блока, что произошло бы? Можем ли мы гарантировать, что действующие блоки полностью защищены? Ответ сегодня таков: наши современные блоки выдержали бы и землетрясение, и волну цунами, и полную потерю воды и электроэнергии».

Директор программ управления проектами инжиниринговой деятельности госкорпорации «Росатом» Сергей Бояркин:

«Россию часто критиковали за то, что наш проект имеет избыточное количество систем безопасности, и в проектах наших конкурентов их существенно меньше. Мы отвечали на это, что, во-первых, безопасность — это не та вещь, на которой следует экономить, во-вторых, после Чернобыля в Советском Союзе были приняты самые жесткие в мире нормы по безопасности».