Детство – самый радостный и беззаботный период в жизни человека. В любом возрасте, от юности до глубокой старости, при воспоминаниях детства на лице невольно появляется улыбка. Детство – время, когда мы познаем, исследуем удивительный мир природы, окружающий нас, когда мы чувствуем себя защищенными родительской лаской, заботой и любовью. Не случайно этому периоду жизни посвящено много рассказов, сказок, стихов и песен. Одну из таких песен мне хочется представить вашему вниманию. Она детская, но в ней заключен глубокий смысл, а называется она «Разговор двух обезьян».

— Послушайте, друзья,— одна из них сказала,—

Какую новость я сегодня услыхала.

Вы знаете, что говорят сейчас?

Что будто род людской произошел от нас!

Из нашей благородной расы

Развились будто бы людские массы.

Да разве мы такие, как они?

Так, как они, проводим свои дни?

Как, милые, нам тут не возмутиться?

Где, кто из нас вздумал разводиться?

Детей своих покинуть кто бы мог?

Иль выбросить их мог бы за порог?

Иль на чужом оставить попеченье?

Из рук на руки передавать все время?

Чтоб матерей они своих совсем не знали,

Любви и ласки их не испытали?

Ещё есть вещь одна: какая обезьяна

Пойдет в кабак напиться допьяна?

За удовольствие и развлечение то считать,

Придя домой, жену бить и детей пугать?

Какого, я хотела б знать, они происхожденья?

Но только не от нас они, в том нет сомненья!

Песенка детская, юмористическая, но как она справедливо затрагивает больные стороны нашего общества. У всех ли детей детство веселое, безоблачное и жизнерадостное? Точный ответ знает только Всеведущий Господь. Но мы знаем, что есть на земле дети, которые не испытали на себе беззаботной радости детства. Его украли взрослые или собственные родители по самым разным причинам. Бог наделил человека не только бессмертной душой, но и разумом, мудростью, чтобы он мог различать добро и зло, чтобы не совершал поступков, о которых затем приходится жалеть всю жизнь. Один из таких страшных и ужаснейших пороков на земле – пьянство.

Искалеченная душа, болезни тела, преждевременная старость и смерть, дети с наследственной расположенностью к болезням и порокам, разного рода преступления с убийствами и самоубийствами – все это ужаснейшие спутники пьянства.

В пьянице умирают все человеческие достоинства, мутнеет разум, сердце каменеет, он не воспринимает нахождение рядом с ним его близких, не способен чувствовать их горе и радость. В Священном Писании во многих местах дается предостережение от этой страсти, как от змия, а в Новом Завете сказано: «Пьяницы не войдут в Царство Небесное».

Ученые древних времен и наши современники единогласно сходятся во мнении, что пьянство – такое зло, которое «захватывает все стороны человеческого бытия, разрушает его материальное благосостояние. Физическое, умственное и нравственное».

Св. прав. Иоанн Кронштадтский в своей проповеди о пороке пьянства говорил следующее: «Недостанет силы оплакать несчастье в том доме, где заведется пьяница, ад, истый ад делается в нем, каждый день слезы и стоны. Пьяница всякий день пьянствует и все тащит из дому, чтобы пропить. О, ужасная страсть! Ужасное бешенство! Всякого больного можно лечить, а пьяницу лечить ничем нельзя, если он сам не захочет решительно бросить пьянство». А Блаженный Иероним о пьяницах писал: «Ни один вулкан не бушует с такой силою, как вино в пьяном человеке».

Знаменитый у древних еллинов мудрец Анахарсис говорит, что виноградная лоза приносит три грозда: первый грозд услаждения, второй упоения, а третий печали. Философ это толковал так: умеренное употребление вина служит человеку в удовольствие и во здравие, ибо и жажду утоляет, и желудок укрепляет, и сердце веселит; неумеренное же порождает ссоры, возжигает на брань и побои, затем следует обыкновенно немало скорбей.

Подводя итог, мне вновь хочется обратиться к первым строкам о детстве и детях. Ведь человек, злоупотребляющий алкоголем, наносит вред не только самому себе, своему здоровью, но и своим близким, в первую очередь, детям. Неужели наполненная рюмка может быть дороже своего родного сына или дочери? Неужели можно совершить такой бездарный, неравнозначный обмен, променяв собственное дитя на стакан вина? Неужели можно погрузиться в омут пьянства до такой степени, что лишить своих детей радости детства, возможности узнать, что такое счастье, родительская ласка, забота и любовь? Как же они смогут в будущем дарить уже своим детям то, чего они сами никогда не испытали? Ведь если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму. Ответы на эти вопросы нам хорошо известны. Действительно, блажен малыш, не слышащий ссор и сквернословия своих родителей, не видящий отвратительного пьяного вида их, не ставший свидетелем пьяных разборок между самыми дорогими для него людьми на свете – папой и мамой. Пьянство – это такое бедствие, с которым не могут сравниться ни ужасы войны, ни эпидемии. К большому сожалению, сами страдающие недугом винопития больными себя признавать не хотят, и обращаться за помощью ни в церковь, ни в медицинские учреждения желания не имеют.

Да поможет Господь всем желающим избавиться от недуга пьянства.

Иерей Иоанн ПОЛЫН.