Сегодня мы отмечаем 23-ю годовщину со дня вывода советского ограниченного контингента войск из Демократической Республики Афганистан, который выполнял там, как говорили тогда, «миссию интернациональной военной помощи афганскому народу».

О возвращении на Родину во время войны в Афганистане думали все и всегда. И вот наконец эти надежды стали реальностью. Но, к сожалению, таким же реальным было и осознание каждым воином того, что живыми вернуться удастся не всем. Уже весной и летом 1988 года те, кому выпало жить, готовились к возвращению на Родину.

— Армия продолжала вести активные боевые действия, на которых в обращениях к советскому руководству настаивали афганцы, — рассказывает знакомый участник тех незабываемых событий. — Они цеплялись за наших солдат, как за последнюю надежду.

С той поры, как М. С. Горбачёв обнародовал сроки вывода войск, каждый в Афганистане знал, что война закончится в среду 15 февраля 1989 года. Однако в путь тронулись раньше. Полгода надо было, чтобы достойно, без суеты и паники вернуть войска домой. Силы запада и востока откатывались на север, к границе. Это были марши по сотням километров в день. Горный серпантин, палящее солнце пустыни, подчас ещё и бои – такой была дорога к дому. Она, конечно, жестоко изматывала, но стоила того! Да и привычны солдаты уже были ко всему. Однако в начале января 89-го вывод был приостановлен на 10 дней. Это было сделано под давлением на Москву афганского руководства, которое всячески пыталось сорвать вывод. Но остановить движение уже было невозможно, и армия вновь пошла вперёд.

На пути от Кабула до границы стояли горные отроги и высокогорный перевал. Если внизу было тепло и сухо, то там уже свирепствовали 30-градусные морозы. На десятки километров растянулись по обледеневших горах моторизованные колонны. Тяжёлые машины и бронетехника буксовали, срывались в пропасти, а иногда их и специально сбрасывали, чтобы очистить дорогу. Ведь в горных ущельях медленно ползущие по склонам и через тоннели машины были идеальной мишенью для противника. Постоянный отсекающий огонь вела артиллерия, сутками сидели в засадах бойцы. Невозможно представить, какими мучительными были эти ожидания. Особенно, когда знаешь, что совсем рядом тебя ждёт твоя Родина. Но…

Множество людей, приехавших тогда со всей страны в пограничный советский город Термез, ждали из Афгана своих сыновей, братьев, мужей, друзей, знакомых. Но никто даже не удосужился сообщить им, когда и куда будет выходить та или иная часть. Родные боялись разминуться. А перед границей никаких торжественных встреч не было, никто из высшего политического и военного руководства не удостоил своим вниманием армию, почти 10 лет выполнявшую их недальновидные, а порой и преступные приказы. Из Москвы приехали лишь какие-то политруки с коробками дешёвеньких часов и суетливо, почему-то стыдливо опуская глаза, вручили их солдатам, вернувшимся с войны. Это уже тогда в СССР прозвучала известная чиновничья фраза «Я вас в Афганистан не посылал». Но солдат прав всегда и на любой войне. Однако так получается, что нередко своей жизнью расплачивается он за необдуманные решения политиков. Наши воины вышли из Афгана победителями. Вчерашние школьники, курсанты, молодые офицеры, воевавшие дети не воевавших отцов сумели не замарать свою честь, были верны присяге и боевому товариществу, познали цену жизни и смерти.

К сожалению, после развала великой страны политики новоиспечённых независимых государств констатировали присутствие Союза в ДРА как вмешательство во внутренние дела суверенной республики. Поэтому и отношение к воинам-афганцам стало, мягко говоря, прохладным. Только с установлением в нашей стране сильной президентской власти оно кардинально изменилось. Глава государства сразу же заверил народ в том, что ни один белорусский солдат не будет воевать в «горячих точках» и однозначно признал, что наши «интернационалисты» с честью тогда выполнили свою воинскую присягу. Многие были удостоены за это высоких наград страны. Также официально было признано, что подвиг воинов-«афганцев» приравнен к подвигу их отцов и дедов в Великой Отечественной войне, а сами «интернационалисты» сегодня являются ярким примером солдатского братства, взаимовыручки, мужества и стойкости для молодёжи. Об этом Президент напоминает в каждом своём поздравлении и на различных мероприятиях, посвящённых очередной дате со дня вывода советских войск из Афганистана.

По всей стране не вернувшимся с войны «афганцам» установлены памятники и памятные знаки. Есть мемориальная плита с именами погибших и в Лельчицах. В афганском котле обожгли свои молодые судьбы более 80 наших земляков. К сожалению, среди них есть и те, кого нет сегодня с нами. Это – Олег Владимирович Журович из Лельчиц (погиб в 1985 году), Михаил Демьянович Бобович из Дзержинска (умер от ран в 1986 году), Василий Николаевич Белошицкий из д. Шугалеи (погиб в 1984 году), Михаил Владимирович Осипов (погиб в 1987 году) и Михаил Григорьевич Неводниченко (умер от ран в 1985 году) из Краснобережья, Николай Иванович Слинько (погиб в 1988 году) и Владимир Адамович Юницкий (погиб в 1980 году) из Первомайска и Павел Панфилович Ящуковский из Забережницы (погиб в 1980 году). За могилами погибших и умерших воинов-интернационалистов ухаживают учащиеся, в школах имеются стенды с фотографиями и рассказами об «афганцах», с ними проводятся встречи и другие мероприятия воспитательного характера.

Игорь ЖОГЛО.